В современной России идет возрождение мирового суда, известного еще в пореформенную эпоху второй половины XIX в. Введение института мировых судей явилось составной частью формирования судебной власти в России на рубеже XX–XXI вв. Вопрос об учреждении мировых судов возникает уже на протяжении двух столетий еще со времен М.М. Сперанского. Впервые в нашей стране мировой суд был введен еще Судебными уставами 20 ноября 1864 г.
Однако судебная реформа не коснулась некоторых регионов, в том числе Сибири. После пересмотра штатов судебных учреждений в Сибири, в 1889 г. было решено увеличить содержание чиновникам судебного ведомства в Иркутской губернии и Якутской области. В Восточной Сибири осуществление судебной реформы началось в 1897 г. В 1894 г. под председательством Министра юстиции России Н.В. Муравьева была учреждена комиссия для пересмотра имеющихся законоположений по судебной части. Основным законодательным актом, лежавшим в основе судебной реформы, стали «Временные правила о применении судебных уставов к губерниям и областям Сибири» от 13 мая 1896 г. Судебная власть отделялась от исполнительной, была установлена гласность. Территория Сибири подразделялась на два округа судебных палат – Омский и Иркутский. Преобразование судопроизводства по Судебным уставам 1864 г. в Якутской области проводилось лишь в 90-е гг. XIX в., и то за исключением двух северных округов. Якутский окружной суд находился в ведении Иркутской судебной палаты. Центральной идеей реформирования Сибири было образование мировых судов, суд присяжных и суд сословных представителей в Сибири не вводился.
В основу разделения судебных округов на мировые участки были положены такие признаки, как площадь территории, плотность населения, количество дел, совпадение границ мировых участков с соответствующими административными районами. Составление предложений о разделении губерний и областей на мировые участки возлагалось на особые губернские и областные комитеты под председательством местного губернатора, состоящие в каждой губернии и области из вице-губернатора, председателя и прокурора окружного суда и городского головы губернского или областного города. Предложения комитетов по этим предметам должны были представляться на утверждение министра юстиции.
В 1895 г. в ходе подготовки судебной реформы в Сибири якутский губернатор В.Н. Скрыпицын получил распоряжение министра юстиции представить предложения по введению мировых учреждений в Якутской области и отметить, в каких округах надлежало бы сохранить действующий порядок «отправления правосудия». Если же в местностях последней категории окажутся населенные пункты, которые желательно подчинить новому судебному порядку, то надлежит точно обозначить таковые пункты. Полицейские управления области были переполнены делами, в том числе судебными. Большая масса обязанностей не позволяла качественно выполнять работу. Этому также способствовали небольшое число полицейских чиновников и отсутствие подготовленных кадров.
Совещание по вопросу о введении мировых учреждений в Якутской области состоялось в январе 1895 г. под председательством губернатора В.Н. Скрыпицына, в нем принимали участие якутский окружной судья и якутский окружной прокурор. В.Н. Скрыпицыну предстояло провести большую работу по разделению Якутской области на мировые участки. Необходимо было определить места постоянного пребывания участковых и добавочных мировых судей; определить пункты, в которых будет происходить разбор дел участковыми судьями, проживающими вне пределов своих участков, и время посещения этих пунктов означенными должностными лицами; составить списки лиц, которые могли бы стать почетными мировыми судьями. На совещании каждому было дано указание предоставить сведения о количестве гражданских дел, возникших в округах и производившихся в якутском окружном суде. Для выявления кандидатов на должность мировых судей губернатор потребовал сведения от якутского городского управления, якутского городского полицейского управления и от якутского, олекминского и вилюйского окружных исправников. Для определения мировых участков были точно обозначены требования: чтобы расстояние между местом нахождения камеры и наиболее отдаленным пунктом не было слишком значительным, чтобы в один и тот же участок не входили городские поселения и волости, разделенные друг от друга реками, болотами и т.д. На каждого мирового судью в месяц приходилось не более 6-7 следственных дел и 50 мировой подсудности. Если же по каким-либо обстоятельствам в некоторых городах окажется необходимым образовать особо следственные и особо мировые участки, то на мировых судей – до 170 дел в месяц, а на следователей – до 20 следствий в месяц. Совещание постановило, что требование относительно размеров участков мировым судьям невозможно соблюсти ввиду сохранения средств казны. К мировым судьям предъявлялись такие же требования, как и к судьям общих судов. Кандидатами не могли быть находящиеся под следствием и судом за проступки и преступления, приговоренные к тюремному заключению, уволенные со службы, из духовного ведомства, из дворянских собраний, а также «объявленные несостоятельными и состоящие под опекой за расточительность». Почетные мировые судьи назначались Министром юстиции сроком на три года. Для назначения на эту должность кандидату предъявлялись требования: возраст не менее 25 лет, высшее или средне-специальное образование, либо стаж практической работы в судебном ведомстве не менее трех лет. После поступления необходимых сведений в мае 1897 г. состоялось заседание особого совещания при участии губернатора, вице-губернатора Алеева, исполняющего обязанности якутского областного прокурора Макарова, якутского окружного судьи П.Д. Ляпустика и якутского городского головы Н.А. Преловского. Был принят список кандидатов в мировые судьи. 27 июня 1897 г. они были утверждены почетными мировыми судьями по округу Якутского окружного суда.
Несмотря на определенные требования к мировым судьям, первый список мировых судей по округу Якутского окружного суда был достаточно разнородный. Это действующие и отставные чиновники, доктор, дворянин и даже инородец.
Особое внимание совещание обратило на необходимость передачи разрешения инородческих дел в 3-й степени словесной расправы мировым судьям вместо чинов полиции, не подготовленных к такой деятельности. Совещание полагало, что «мировые судьи, при непосредственном и живом знакомстве с жизнью инородцев, неразрывно связанным с личным разбором их жалоб и дел, будут проводниками в сознание инородцев культурных начал и правильных понятий о праве и законности».
Всего в Якутской области было образовано шесть судебно-мировых участков: в г. Якутске, Якутском округе, Олекминском округе (г. Олекминск, три русских поселения на расстоянии не более 70 верст, только население станций протянулось по берегу Лены), Вилюйский мировой участок состоял из г. Вилюйска, крестьянских, скопческих селений вдоль берегов р. Вилюй,самая дальняя управа располагалась на расстоянии 420 верст от города, Олекминской и Витимской золотопромышленной систем. При этом повсеместно отмечалась труднодоступность этих территорий. Было предложено назначить мировым судьям и их помощникам на золотых приисках жалованье 1000 руб., столовые 1000 руб., добавочные и на канцелярские расходы 3800 руб. А в округах мировому судье жалованье – 1000 руб., столовых 1000 руб. и канцелярских 800 руб. Обязанности мирового съезда Якутской области решено было возложить на Якутский окружной суд, в связи с тем, что из-за больших расстояний съезды мировых судей будут неудобными и дорогостоящими. Наряду с этим на территории области был сохранен местный суд по делам инородцев, предусмотренный «Уставом об управлении инородцев» 1822 г. и «Учреждением об управлении Сибирских губерний». В порядке исключения в ведение Якутского окружного суда и мирового судьи вменялись иски между инородцами и лицами, не подлежавшими к инородческому состоянию, а также между инородцами различных народностей. Из ведения мировых судей в Сибири изымались уголовные дела о преступлениях и проступках сибирских кочевых и бродячих инородцев.
Институт мировых судей был введен в некоторых северных местностях Енисейской губернии, Якутской и Камчатской областей только законом 3 июня 1911 г. Присутственные места мировых судей были закрыты по приказу Якутского военно-революционного штаба Красной Армии от 24 декабря 1919 г.[1]
Институт мировых судей был возрожден в рамках судебной реформы России 1996 г. Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 года в качестве одного из звеньев судебной системы предусмотрел мирового судью, отнеся его к судам субъектов Российской Федерации.
Дальнейшее свое развитие законодательство о мировых судьях получило в Федеральном законе № 188-ФЗ от 17 декабря 1998 года «О мировых судьях в Российской Федерации». 3 мая 2000 года был принят Закон Республики Саха (Якутия) «О мировых судьях в Республике Саха (Якутия). Закон установил, что для организационного обеспечения деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия) создается Центральный аппарат управления мировыми судьями в Управлении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Саха (Якутия).
Так, приказом начальника Управления Судебного департамента Корякина Ивана Иннокентьевича от 5 июня 2000 года № 1-10/40 был создан Центральный аппарат управления мировыми судьями в Управлении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Саха (Якутия). Приказом также было установлено штатное расписание Центрального аппарата в количестве 7 человек: заместитель начальника Управления – начальник Центрального аппарата управления мировыми судьями, заместитель начальника финансово-экономического отдела – от Центрального аппарата управления мировыми судьями, консультант по общим вопросам, главный специалист по кадрам, ведущий специалист финансово-экономического отдела – от Центрального аппарата управления мировыми судьями, водитель, уборщик помещения.
Первым приказом вновь созданного органа от 5 июня 2000 года № 6-10-ОК/1 была принята Шахурдина Ирина Сергеевна на должность заместителя начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Саха (Якутия) – начальника Центрального аппарата управления мировыми судьями. Далее были приняты: Баишева Любовь Елизаровна на должность заместителя начальника финансово-экономического отдела от Центрального аппарата управления мировыми судьями (приказ от 5 июня 2000 года № 6-10-ОК/2), Местникова Светлана Ксенофонтовна на должность консультанта по общим вопросам (приказ от 5 июня 2000 года № 6-10-ОК/3), Исакова Любовь Григорьевна на должность главного специалиста (приказ от 5 июня 2000 г. № 6-10-ОК/4), Степанова Оксана Васильевна на должность ведущего специалиста финансово-экономического отдела от Центрального аппарата управления мировыми судьями (приказ от 5 июня 2000 г. № 6-10-ОК/5), Дьячковская Нюргуяна Васильевна на должность уборщицы (приказ от 5 июня 2000 г. № 6-10-ОК/8), Андреев Роман Степанович на должность водителя (приказ от 10 августа 2000 г. № 6-10-ОК/10).
В августе 2000 г. на должность заместителя начальника финансово-экономического отдела от Центрального аппарата управления мировыми судьями была принята Соломонова Валентина Николаевна. В октябре того же года на должность водителя был принят Шарин Валерий Егорович. В разные годы должность заместителя начальника Управления – начальника Центрального аппарата замещали Емельянова Ольга Устиновна, ныне судья в отставке, Федоров Иван Владимирович, ныне судья в отставке.
20 января 2001 года было заключено Соглашение между Правительством Республики Саха (Якутия) и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации о порядке взаимодействия по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия). Соглашением были установлены права и обязанности Управления Судебного департамента и Центрального аппарата, не урегулированные в федеральном и республиканском законах.
Приказом от 5 апреля 2001 года № 6-10-ОК/08 была утверждена новая штатная численность Центрального аппарата с предельной численностью 10 единиц: заместитель начальника Управления – начальник Центрального аппарата, отдел организационно-правового обеспечения деятельности судов – 2 единицы (начальник отдела, консультант), отдел кадров – 2 единицы (начальник отдела, главный специалист), финансово-экономический отдел – 3 единицы (заместитель финансово-экономического отдела – начальник отдела, главный специалист), отдел капитального строительства – 1 единица (консультант), группа по общим вопросам – 1 единица (консультант по административной работе).
Начиная с апреля 2001 года, была начата работа по укомплектованию штатных единиц вновь образованных судебных участков мировых судей Республики Саха (Якутия), а также значительная работа по формированию материально-технической базы. Все поставленные задачи по комплектованию штатных единиц и формированию материально-технической базы при поддержке Правительства Республики Саха (Якутия) были успешно реализованы и фактически с этого момента институт мировых судей начал свое становление и дальнейшее развитие на территории Республики Саха (Якутия).
В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)» от 3 мая 2000 года З № 181-II Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2007 года № 611 для организационного обеспечения деятельности мировых судей Республики Саха (Якутия) был образован Центральный аппарат по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия) – как самостоятельный исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия). Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2008 года № 281-р начальником вновь образованного органа был назначен Трофимов Сергей Юрьевич.
Мировые судьи рассматривают значительное количество уголовных, гражданских дел и административных материалов. Судьи выступили в роли той инстанции, которая способствовала значительному снижению напряженности в городских и районных судах.
Расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствование судопроизводства, повышение доступа к правосудию, приведение законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в соответствие с современными международными стандартами являются основными задачами судебно-правовой реформы, которая является неотъемлемой частью последовательно проводимого демократического процесса в России.
Несомненно, мировые судьи играют значительную роль в общественной жизни Республики Саха (Якутия), и бесспорно, их деятельность способствует социально-экономическому развитию республики.
C 2023 года внесены изменения в организационной структуре мировой юстиции республики. В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 02.10.2023 г. № 8 «О структуре Правительства Республики Саха (Якутия), исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и предельной численности их работников» образован Государственный комитет юстиции Республики Саха (Якутия), к которому в результате реорганизации присоединен Центральный аппарат по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия). Соответственно, аппарат мировых судей Республики Саха (Якутия) включен в состав вновь образованного государственного комитета.